Таточка говорит, что все что мы имеем в жизни - это именно то, чего мы хотим и что нам нужно. И если нас это не устраивает, то вопрос должен звучать так: почему я хочу именно этого и зачем мне это нужно? Звучит довольно провокационно, но я не соглашусь. Я склоняюсь к тому, что в 90% случаев условно нежелательные модели поведения - это просто выученные с детства реакции. Допустим, родители в любой непонятной ситуации орали, и ты за счет многократного повторения выучиваешь, что в таких-то ситуациях надо поступать именно так. Далее ты вступаешь в отношения, и если человек напротив не приемлет ора, то довольно быстро сливается из отношений, а если он вырос в похожих условиях, то останется. Таким образом, идет отсев окружения, когда рядом остаются только те, для кого условно нормально твое поведение, потому что они в детстве видели нечто похожее. Я сравниваю это с родным языком. Человек свободно говорит и думает на языке своих родителей и ближайшего окружения, а других языков он не знает. Точно так же человек знает по умолчанию только те психические реакции и имеет только те установки, которые выучил в детстве от своего ближайшего окружения. Изменение психических реакций и установок для меня - это настолько же трудоемкий и маловероятный процесс, как изучение в совершенстве иностранного языка, когда ты перестаешь говорить и думать на родном языке и начинаешь делать все это на вновь выученном. Поэтому я и говорю, что не верю в массовость такого процесса.
Мой подход лишает психологию таинственности, которую часто ищут в повторяющихся событиях жизни. Разве есть хоть какая-то тайна в том, что человек, для которого русский язык является родным и который никогда не учил сомалийский, каждый раз произносит слова и думает именно по-русски? Конечно, мы ожидаем от него повторяющегося события "использование русского языка". Точно так же и с абсолютно любой психической реакцией.
Разбор родительского поведения и детских травм - это небесполезное занятие, которое помогает увидеть свои психические реакции и состояния. Ведь проблема зачастую в том, что мы не видим себя, не оцениваем критически и не осознаем, что может быть как-то иначе. И даже видя других людей с другими реакциями, мы нередко считаем их все равно такими же как мы сами, просто они (выбрать нужное): притворяются, придуриваются, ошибаются, чего-то не понимают, какие-то неправильные. Сколько раз я видела, как мой психопатик судит людей по себе и считает, что все люди изображают приличие и лгут, а внутри такие же твари как он, готовые ради своего удовольствия и выгоды в каждый момент подставить тебя, унизить и предать.
Большой проблемой психологии является то, что мы доподлинно не знаем язык психического здоровья. Он является довольно редким и вряд ли как следует изучен. Если бы существовала выборка полностью психически здоровых людей, у которых все прекрасно и в отношениях, и с телом, и с самореализацией, и финансово, то можно было бы взять их и изучить вдоль и поперек все их мысли, чувства и реакции. Но пока язык психического здоровья не формализован, это дает простор для множества методик, в том числе и весьма шарлатанских. Самое простое - это когда человек в чем-то успешный делится историей своего успеха. Довольно бестолковая методика, потому что: 1) возможно, он успешен только в одной сфере, а в остальных у него полная задница, 2) возможно, успех был достигнут обманом, случайно, из-за внешних факторов и т.д., а не с использованием именно тех методов, о которых он рассказывает, 3) это в любом случае единичный случай, не проверенный на выборке, он может сработать или нет. Но таких гуру миллионы в любой сфере.